Результат проверки

Результаты проверки

 1) Акт проверки

     По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт проверки.

     Акт проверки является  основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

     Акт по результатам проверки составляется в 2 экземплярах.

     К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии).   

     Первый экземпляр акта, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).

     Второй экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

     Акт проверки не является ненормативным правовым актом. 

     В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Таким образом, в соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий:

1) несоответствие его закону или иному правовому акту,

2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Аналогичное право закреплено и в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:

гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

      Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Действующее арбитражное процессуальное законодательство не содержит определения понятия "ненормативный акт".

      Вместе с тем из иных отраслей законодательства, разъяснений Пленума ВАС РФ и ВС РФ, а также сложившейся судебной практики следует, что под понятием "акт ненормативного характера" понимается документ любого наименования, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, содержащий определенный текст и сведения, позволяющие выявить волю органа или должностного лица его подписавшего, и содержащий обязательные для исполнения требования и предписания, адресованные определенному лицу или кругу лиц, которые ведут к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей конкретного заявителя.

     Между тем, акт проверки, составляемый органом надзора (контроля)  по итогам проверки,  не отвечает предъявляемым к понятию "ненормативного акта" требованиям, поскольку не содержит обязательных для исполнения предписаний и требований, а носит информационный характер о результатах проверки, на возлагает каких-либо прав и обязанностей на проверяемое лицо,  в связи с чем не является ненормативным правовым актом.

    Частью 12  статьи 16 Федерального закона   от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено право проверяемого лица представить возражения на акт проверки, которые приобщаются органом надзора (контроля) к данному  акту.

     Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки.

     При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).

     Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

     Проверяемое лицо имеет право представлять доказательства недостоверности результатов проверки при рассмотрении дела в суде.

2) Предписание

    В случае выявления нарушений орган надзора выдает лицу, осуществляющему строительство, предписание об устранении выявленных нарушений

     В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

     Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 54 ГрК РФ).

     Предписание составляется в 2 экземплярах.

     Первый экземпляр предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).

     Второй экземпляр предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы, остаются в деле органа государственного строительного надзора.

     При несогласии с предписанием лицо, которому оно выдано, вправе обжаловать его в судебном порядке. 

     Предписание, выданное органом государственного строительного надзора, должно быть выполнено в установленный этим органом срок.

     В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, орган надзора составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

     Указанной нормой (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;

на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

3) Протокол об административном правонарушении

    Перечень дел, которые вправе возбуждать орган государственного строительного надзора, т.е.  Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области,  смотрите во вкладке «административная ответственность».

     В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет  протокол об административном правонарушении.

     Общие положения о  возбуждении дела об административном  правонарушении  отражены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении при осуществлении государственного строительного надзора являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    В силу ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

     В протоколе об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления,

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

место, время совершения и событие административного правонарушения,

статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

     В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

     Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
                                                                                   на главную