voprosy-i-otvety

Раздел 1. Управление многоквартирным домом (МКД)

Вопрос: Какие бывают способы управления МКД?

Ответ:

1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. управление управляющей организацией.

Вопрос:  Как выбирается способ управления и юридическое лицо (управляющая организация) для управления МКД?

Ответ:

- способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме;

-  орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

- многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией;

Вопрос:  Кто определяет перечень работ и услуг по содержанию общего имущества МКД?

Ответ:

- Собственники на общем собрании, выбирая из услуг и работ включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. На собрании определяется и периодичность оказания услуг и работ и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:

- в решении общего собрания собственников - если управление осуществляется непосредственно собственниками;

-  в договоре управления – если управление осуществляется управляющей организацией;

- в уставе товарищества или кооператива - если управление общим имуществом осуществляется ТСЖ, ЖСК;

- в договоре на оказание услуг и выполнения работ – если при непосредственном управлении собственники заключили такой договор с лицами осуществляющими соответствующие виды деятельности;

- в решении застройщика - если застройщик непосредственно управляет МКД;

Вопрос: Что входит в минимальный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества?

Ответ:

- работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций;

 - работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем      инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- работы и услуги по содержанию иного общего имущества в МКД;

Вопрос: Кто устанавливает плату за содержание общего имущества МКД?

Ответ: Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере,                      обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

- размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления;

- размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме;

- размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива;

Вопрос: Если МКД никто не управляет, что делать?

Ответ: Собственники обязаны выбрать один из способов управления МКД. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Инициировать проведение собрания может любой из собственников МКД;

Если МКД без управления, то любой из собственников вправе обратиться в орган местного самоуправления по вопросу организации и проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации

Вопрос: В каком случае избирается совет многоквартирного дома?

Ответ: Если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо данный дом не управляется жилищным кооперативом (ЖСК) или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем 4(четыре) квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.

Вопрос: Кто заключает договор управления МКД?

Ответ: Собственники помещений МКД с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ;

Вопрос:  Что должно быть указано в договоре МКД?

Ответ: В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 

Вопрос: Имеют ли право собственники в одностороннем порядке расторгнуть договор управления МКД?

Ответ:

- собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом;

- собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом;

Вопрос: Что входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Ответ: Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 

Вопрос: За что платит собственник и наниматель в жилом помещении?

Ответ: Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги;

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги. 

Раздел 2. Изменения с 01.01.2017 г. по оплате коммунальных ресурсов на содержание общего домового имущества.

Вопрос: Что изменилось с оплатой коммунальных услуг предоставленных на общедомовые нужды с 01 января 2017?

Ответ: С 1 января 2017 года начал действовать новый порядок формирования платежей за жилищный услуги.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за:

–холодную воду;

–горячую воду;

–электрическую энергию;

–отведение сточных вод

Для первоначального включения соответствующих расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

В случае если выбран способ управления МКД непосредственное управление либо способ управления не выбран (не реализован), оплата ресурсов ХВС, ГВС, электроэнергии, сточных вод,затраченных на обслуживание общего имущества, осуществляется в составе платы за коммунальные услуги.

Вопрос: Что может входить в общедомовые нужды (ОДН)?

Ответ: 

По электроэнергии:

-освещение мест общего пользования (лестничных клеток, тамбуров и придомовой территории);

- энергия, потребляемая домофонами;

 -энергия, потребляемая лифтами;

- энергия, потребляемая иным электрооборудованием, использующимся в общедомовых нуждах (например, системы видеонаблюдения, насосы, подкачивающие воду на верхние этажи, система автоматического регулирования тепла, оборудование интернет-провайдеров, усилители антенн, системы противопожарного оборудования и дымоудаления и др.

• технологические потери во внутридомовых сетях.

По холодной и горячей воде:

• на мытье лестничных площадок и мусоропровода;
• промывку инженерных сетей;
• внутридомовые потери в водопроводных сетях.

Правильность расчета зависит от правильного учета трех видов площадей:

- жилых помещений

- нежилых помещений

- мест общего пользования.

        Если в подвале живут арендаторы, часть тамбура в подъезде огородили соседи, а в колясочной поселился дворник, значит, эта площадь уже исключается из расчета мест общего пользования.

Вопрос: Как собственник может проверить правильность начислений?

Ответ: Он может использовать данные из техпаспорта дома или же запросить данные по площадям в управляющей компании. За использование в расчетах неверных площадей жилищников министерство будет принимать меры реагирования. Есть уже выявленные случаи, когда при расчетах не была использована площадь нежилых помещений (магазинов, офисов и т.д.) или завышенные площади мест общего пользования

Вопрос: Будут ли утверждены нормативы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме?

Ответ: Да, не позднее 1 июня 2017 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Раздел 3: Предоставление коммунальных услуг.

Вопрос: Кто является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме?

Ответ: В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, такие юридические лица являются исполнителями коммунальных услуг. Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК предоставляют услуги надлежащего качества и в полном объеме, начисляют плату потребителям согласно жилищного законодательства.

Вопрос: Как рассчитывается плата за предоставленные коммунальные услуги горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения для жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме?

Ответ: Когда квартира оборудована индивидуальными приборами учета на холодную  и горячую воду, электрическую энергию плата за коммунальные услуги начисляется исходя из объема, определенного по показаниям приборов учета.   При отсутствии индивидуальных приборов учета – плата рассчитывается по нормативам, установленным Постановлением Правительства Калининградской области (по холодному и горячему водоснабжению) и приказом службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области (по электрической энергии).

Вопрос: Как рассчитывается плата за отопление для жилого помещения в многоквартирном доме?

Ответ: Когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и не все помещения (квартиры) оборудованы индивидуальными приборами учета, плата за отопление распределяется исходя  из объема тепловой энергии, определенной по общедомовому прибору учета и распределяется пропорционально размеру площади квартиры и тарифа на тепловую энергию.

Если отсутствует общедомовой прибор учета, тепловая энергия определяется по нормативу.

Когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется с учетом показаний этих приборов учета.

Вопрос: Кто должен заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями?

Ответ: На управляющую организацию, товарищество собственников жилья либо жилищный кооперативом или иной специализированный потребительский кооператив возложена обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами.

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Вопрос: Какие сроки поверок состояния индивидуальных приборов учета?

Ответ: К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ).

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Вопрос: Какие сроки рассмотрения сообщений о нарушении качества коммунальной услуги?

Ответ: Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Вопрос: Если прибор учета вышел из строя либо истек срок эксплуатации, что делать?

Ответ: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Вопрос: Если собственник не установил прибор учета в квартире, должен ли он оплачивать коммунальные услуги с повышающим коэффициентом?

Ответ: Да, согласно «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальных услуг потребителем будет осуществляться с повышающим коэффициентом, в случае если есть техническая возможность установки прибора учета. Если технической возможности установки прибора учета нет, оплата коммунальных услуг потребителем будет осуществляться без повышающего коэффициента.

Вопрос: Кто должен оснащать приборами учета квартиру и производить замену приборов учета?

Ответ: Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника помещения, поданной исполнителю.

Вопрос: Взимается ли плата за поверку приборов учета в жилом помещении?

Ответ: Поверку индивидуального прибора учета оплачивает собственник жилого помещения.

Вопрос: Производится ли перерасчет платы за коммунальные услуги при отсутствии (не проживает) потребителя в жилом помещении, находящимся в его (потребителя) собственности.

Ответ: Да, производится перерасчет,в случае если потребитель отсутствует более 5 полных календарных дней подряд, и жилое помещение не оборудовано приборами учета в связи с отсутствием подтвержденной технической возможности их установки. Не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Вопрос: Должна ли управляющая организация производить перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества?

Ответ: Да, в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность управляющая организация производит перерасчет (доначисление или уменьшение) платы.

Раздел 4: Энергосбережение.

Вопрос: Кто должен оборудовать многоквартирный дом общедомовыми приборами учёт коммунальных ресурсов?

Ответ: До 1 июля 2012 года должны были оборудовать собственники помещений в многоквартирных домах.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ-261, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые до 1 июля 2013 года, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Вопрос: Что должна делать управляющая организация при отсутствии общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов?

Ответ: При отсутствии в многоквартирном доме, общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов, управляющая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, включающие в себя, в том числе, предложения об оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта коммунальных ресурсов.

Раздел 5. Перепланировка и переустройство.

Вопрос: Кто дает разрешение на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений и квартир в многоквартирных домах?

Ответ: Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Вопрос: Если выполнены работы по переустройству и (или) перепланировке, а разрешения нет, что делать?

Ответ: Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в срок в установленный органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при отсутствии решения о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, принимает решение:

- в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

- в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Вопрос: Какая административная ответственность предусмотрена за самовольное переустройство и (или) перепланировку?

Ответ: Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Раздел 6. Капитальный ремонт МКД

Вопрос: Что такое капитальный ремонт многоквартирного дома?

Ответ: Капитальный ремонт многоквартирного дома — проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Вопрос: Где и как узнать, когда мой дом будет отремонтирован?

Ответ: Сроки проведения капремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта, которая публикуется на официальном сайте «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области»  http://fondgkh39.ru.

Вопрос: Что такое региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах?

Ответ: Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах — это документ, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.    Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Вопрос: Каковы критерии отбора первоочередности включения многоквартирных домов в программы капитального ремонта?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Жилищного кодекса критерии отбора первоочередности включения многоквартирных домов в программы капитального ремонта устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Вопрос: Могут ли собственники по собственной инициативе принимать решения о проведении работ по капитальному ремонту до наступления сроков определенных региональной программой? Как это отразится на размере обязательного взноса на капитальный ремонт?

Ответ: Да, могут. Согласно п. 4 ст. 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Вопрос: Кто вправе принять решение о проведении капитального ремонта?

Ответ: В соответствии со ст. 189 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Вопрос: Кто должен уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

Ответ: В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Платежи за капремонт повсеместно являются обязательными.

Вопрос: Подлежат ли уплате взносы, если дом признан аварийным и подлежащим сносу?

Ответ: Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома (ст. 184 ЖК РФ).

Вопрос: Когда возникает обязанность по уплате на капитальный ремонт?

Ответ: Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Вопрос: Какую ответственность несет неплательщик?

Ответ: За просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.

Вопрос: Как оплачивают взносы на капитальный ремонт наниматели муниципальных квартир?

Ответ: Муниципальное образование, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.

Вопрос: Должны ли оплачивать взносы на капитальный ремонт собственники нежилых помещений в многоквартирном доме?

Ответ: Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества наравне с собственниками жилых помещений (ч. 2 ст. 154, ст. 155 — 158 Жилищного кодекса РФ).

Вопрос: Что такое фонд капитального ремонта?

Ответ: Фонд капитального ремонта формируется за счет:

— взносов на капитальный ремонт;

— процентов, уплаченных собственниками в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

— процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Вопрос: Какие способы формирования фонда капитального ремонта существуют?

Ответ: Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта.

Вопрос: Как можно изменить способ формирования фонда капитального ремонта?

Ответ: Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок изменения  способа  формирования фонда капитального ремонта установлен ст. 173 ЖК  РФ.

Вопрос: Что такое специальный счет?

Ответ: Специальный счет – это счет, открытый в банке владельцем специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт. Средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

Вопрос: Кто может быть владельцем специального счета?

Ответ:

1) региональный оператор.

2) ТСЖ, ЖСК, ЖК;

3) Управляющая компания, которая управляет многоквартирным домом.

Выбирают владельца специального счета собственники помещений в многоквартирном доме, на общем собрании.

Вопрос: Как выбрать собственникам способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете?

Ответ: Если жители многоквартирного дома приняли решение об индивидуальной форме накопления средств, им необходимо провести общее собрание собственников в соответствии с требованиями 

ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов.

Вопрос: Как оформляется протокол общего собрания собственников помещений об открытии специального счета?

Ответ: В обязательном порядке в протоколе решения общего собрания должны присутствовать решения по 5 вопросам:

1. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт. Размер взноса не может быть меньше установленного Правительством Калининградской области.

2. Перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества.

3. Сроки проведения капитального ремонта общего имущества.

4. Владелец специального счета.

5. Кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Вопрос: Сколько специальных счетов можно открыть на один дом?

Ответ: Только один специальный счет.

Вопрос: Как  закрыть специальный счет?

Ответ: Договор специального счета может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, о замене владельца специального счета или кредитной организации.

Вопрос: Когда решение собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным?  

Ответ: Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных ч.1 ст. 172 ЖК РФ:

- уведомление об открытии специального счёта в банке;

- заверенная копия протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме;

- справка банка об открытии специального счета.

Вопрос: Обязаны ли владельцы специальных счетов предоставлять сведения в орган государственного жилищного надзора?   

Ответ: Владелец специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора: сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Вопрос: Какие сведения предоставляет региональный оператор в орган государственного жилищного надзора?

Ответ: Региональный оператор обязан представлять в  сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах (ст.172 ЖК РФ).

Вопрос: Что такое региональный оператор?

Ответ: Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации. Распоряжением Правительства Калининградской области от 26.12.2014 г. N 7-рпсоздана специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», являющаяся региональным оператором на территории Калининградской области.

Вопрос: Как осуществляется контроль  со стороны органа государственного жилищного надзора?

Ответ: В соответствии со  статьей 20ЖК РФ орган государственного жилищного контроля уполномочен осуществлять надзор за:

- формированием фондов капитального ремонта;

- деятельностью регионального оператора.

Проверки деятельности регионального оператора проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Орган государственного жилищного надзора:

-  ведет реестр уведомлений,

-  ведет реестр специальных счетов,

- информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

- предоставляет сведения, сбор которых осуществляется, в федеральный орган исполнительной власти.

Раздел 7. Размещение информации в ГИС ЖКХ

Вопрос: Что такое Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)?

Ответ: В соответствии с Федеральными законами от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) – это единая федеральная централизованная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и т.д.

Вопрос: Кто является поставщиком информации в ГИС ЖКХ?

Ответ: Согласно № 209 ФЗ субъектами размещение информации в ГИС ЖКХ (поставщики информации) являются:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, в том числе: ресурсоснабжающие организации; управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иные кооперативы; специализированные некоммерческие организации по проведению капитального ремонта общего имущества, и на счетах которых формируется фонд капитального ремонта; органы или организации, осуществляющие государственный учет жилищного фонда; банки, иные кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов.

Вопрос: Какие сведения обязаны размещать поставщики (Управляющие организации,ТСЖ, ЖСК, ЖК) информации в ГИС ЖКХ?

Ответ: До 01 июля 2017 года управляющие организации, в соответствии со ст.198 Жилищного Кодекса РФ, обязаны размещать в ГИС ЖКХ  сведения, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015г. №368/691/пр:

- адрес многоквартирного дома;

- номер и дата договора управления многоквартирным домом;

- дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;

- дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;

- дата расторжения договора управления многоквартирным домом;

- основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.

- электронный образ протокола общего собрания о выборе управляющей организации;

- электронный образ договора управления многоквартирным домом;

- электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации;

- электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления.

С 01.07.2017г. лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения, утвержденные Приказом Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016г. №77/114/пр «Об утверждении  состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», среди которой можно выделить:

- информация о юридическом лице;

- сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество, кооператив;

- информация о договорах на предоставление коммунальных услуг;

- информация об оказываемых услугах, выполняемых работах по управлению многоквартирным домом;

- тарифы;

- информация о специальных счетах, открытых в целях формирования фонда капитального ремонта (если управляющая организация, товарищество, кооператив является владельцем специального счета);

- решения собраний собственников жилья и информацию о проведении таких собраний;

- информация о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;

- информация о договоре управления многоквартирным домом;

- информация об отчете о выполнении договора управления и годовой бухгалтерской отчетности.

Вопрос: Какие могут быть последствия при невыполнении требований по размещению информации в ГИС ЖКХ в отношении  Управляющих организаций, ТСЖ, ЖЖК, ЖСК?

Ответ: С 1 января 2018 г. не размещение информации или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации в соответствии со ст.13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа:

- для физических лиц, осуществляющих непосредственное управление МКД, - 1 000 рублей;

- для должностных лиц органов местного самоуправления - 30 000 рублей;

- для поставщиков коммунальных услуг - 200 000 рублей;

- для юридических лиц и ИП - 30 000 рублей;

Вопрос: С какого момента наступает обязанность  лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг информации размещать  сведения  в ГИС ЖКХ?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом №469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

обязанность лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, сведений в ГИС ЖКХ, по размещению информации в ГИС ЖКХ переносится с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года.